Великий чеченский танцор Махмуд Эсамбаев и его еврейская мама

Великий танцор и добрейшей души человек.

Бог танца, великий сын Кавказа, он любил повторять: «У меня пара крыльев — Чечня и Россия». А стал гражданином всего света, посвятив свою судьбу служению красоте и бескорыстной помощи народу. И огромное значение в его становлении сыграла его мачеха, которую сам танцор всегда считал своей второй, своей еврейской мамой.

Против воли отца

Махмуд Эсамбаев был рожден в чеченской семье в горном ауле Старые Атаги Грозненского района 15 июля 1924 года. С детства мальчика приглашали на все праздники, и там он с удовольствием плясал наравне со взрослыми. Тяга к танцам у народов Кавказа передается с молоком матери, и не умеющих танцевать там считают несостоявшимися людьми.

С семи лет мальчик восхищал окружающих своим талантом, пластикой и задором. Тогда никто не мог предположить, что скоро юный танцор станет известным всему миру.

В тот период по Северному Кавказу путешествовали бродячие цирковые труппы. В 8 лет Махмуд присоединился к одному из этих цирков и начал разъезжать по области. Отец Эсамбаева гневался, — он полагал, что хореография — это развлечение, а никак не мужское занятие, которым можно прокормить семью. Но уже тогда будущий король танца, наперекор воле отца, решил стать настоящим артистом.

Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого юноши, предсказала ему звездное будущее, чем еще больше укрепила его решение в выборе профессии. В 1939 году он решает поступить в училище хореографии Грозного и вскоре становится солистом Чеченского танцевального колектива.

Не мачеха, а мама

Немалую роль в становлений Махмуда Эсамбаев сыграла его мачеха. Вторым браком отец танцора сочетался с одесситкой Софьей Михайловной, которая стала не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем. Даже когда отец начал кочевать от одной женщины к другой (а всего у отца было 11 браков), Махмуд остался со своей еврейской мамой. С появлением в семье мудрой и заботливой женщины фортуна повернулась к танцору лицом.
Двенадцать лет Эсамбаев был ведущим солистом балета в Киргизском театре, солируя в «Лебедином озере», «Спящей красавице»и других спектаклях. На премьерах в первом ряду сидел его отец и мысленно просил прощения у сына, что когда-то не поддержал его выбор. А мама его на деньги, отложенные ею по копеечке на «черный день», покупала белые розы к премьерам сына, чтобы сделать его жизнь еще светлее.
Именно в тот период Эсамбаева удостоили звания Народного артиста Киргизской ССР. А позже он стал «народным» еще в семи республиках.

Фронтовые бригады

Когда началась Великая Отечественная, Махмуд одним из первых отправился на фронт в составе ансамбля, чтобы поднимать моральный дух советских бойцов. Его фронтовая эстрадная бригада блистала в госпиталях, на производстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время выступления Эсамбаев получил ранение ноги. Для любого человека вердикт хирурга был бы окончанием карьеры, но не для Махмуда. Его сила воли и настойчивая работа над собой помогли не только справиться с недугом, но и вернуться на сцену.
Вскоре танцору выпали предлажения несколько ролей одновременно в Пятигорском театре оперы и балета. А позже Эсамбаев был удостоен награды Ордена Отечественной войны 2-й степени.

После фестиваля

В 1957 году в столице состоялся Всемирный молодежный фестиваль, который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра. Тогда великая Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.

После фестиваля новая звезда балета решает расширить репертуар и начинает профессионально заниматься танцами народов мира. Он понимает, что такой танец необходимо прочувствовать, а только потом исполнить его технически. Душу народа вложить в несколько минут движений. И на этом поприще талант маэстро засверкал новыми гранями

Не единожды Махмуд Эсамбаев с успехом выступал за границей. Он первым в СССР основал собственный коллектив с сольной программой «Танцы народов мира». Возглавлял Международное общество лидеров эстрадного искусства, был почетным академиком Международной Академии танца. Благодаря ему в Грозном были возведены новый цирк и театр драмы.

В 50-летний юбилей Махмуд Алисултанович был награжден званием Народного артиста СССР, а через десять лет — Героя Социалистического Труда. К 70-летию он получил орден Дружбы, а затем — звезда «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Однако не количеством наград ознаменована доля патриарха хореографии, а любовью и признанием благодарных зрителей, жизнь которых он делал красивой и возвышенной, а от этого становился счастливее сам… А о своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».
В этом видео несколько самых ярких образов, которые были созданы Махмудом Эсамбаевым на сцене.

error: Content is protected !!