Непризнанный талант господина Голохвастова
Гениальный артист!!!!
25 лет назад, 28 апреля 1994 года, ушел из жизни Олег Иванович Борисов.
====================================
Его искусство не удерживалось рамкам какого-то стиля.
Он был актер — еретик, все ниспровергающий и воссоздающий. Полная сценография Олега Ивановича насчитывает более 50-ти ролей, 8 театров, почти полвека напряженной работы. Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Театр был для него каторгой и алтарем. Смертельно больной он 10 лет выходил на сцену. Тот самый гений русской сцены, сумевший обмануть провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда. О таких сказал Пушкин: «Ты — царь, живи один».
Родился Олег Борисов 9 ноября 1929 года в поселке Яковлевское, в живописном районе Плесса на высоком берегу Волги. Но матери в роддоме выдали не его, а… девочку. Подмену женщина обнаружила, принеся новорожденного домой. Дитя в охапку — и в роддом. А там говорят: «Ничего не знаем, надо было раньше смотреть». Едва уговорила пересмотреть младенцев. Отдали-таки ей парня, но предупредили: «Второй раз не приноси — менять не будем». Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
После окончания школы почти все выпускники класса, в котором учился Олег, решили ехать в Москву и поступать в институт востоковедения. Но потом компания друзей передумала и подала документы в Школу-студию МХАТ. Однако был принят только Олег Борисов. Это было прекрасное и счастливое время. Распределение Борисов получил в театр им. Леси Украинки. В Киеве он познакомился со своей будущей женой, Аллой Романовной, с которой они прожили душа в душу 40 лет. Алла Романовна рассказывала:
«Вместе мы прожили 40 лет — легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше — очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы — 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои «фирменные» праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он не придавал большого значения одежде и вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актер Актерыч», — ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах…
«В 1956 оду у Борисовых родился сын Юрий. До Борисова Киев покинули актеры: Кирилл Лавров, Павел Луспекаев. В 1964 году Олега Ивановича взял к себе в БДТ им. Горького известный режиссер Георгий Товстоногов. По словам жены Борисова, Олег Иванович вспоминал Киев всю жизнь, ведь с этим городом была связана его молодость, первые роли, актерские удачи. Не мог забыть театр, ему он отдал 13 лет. Он любил свою квартиру в Киеве, на бульваре Шевченко. Даже, частенько смеясь, рассказывал о вкусных пирожках, которые молодые актеры покупали на Андреевском спуске.В 1964 году Олега Борисова взяли в труппу Ленинградского БДТ имени Горького.
В кино Олег Борисов снимался с 1955 года на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского «Мать». И только через пять лет он сыграл в кино свою первую главную роль в картине «За двумя зайцами» — незадачливого плута Голохвостого. В 1999 году на Андреевском спуске в городе Киеве был поставлен памятник героям комедии «За двумя зайцами» – Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову. В их облике легко можно угадать актеров Маргариту Криницыну и Олега Борисова. Именно они стали исполнителями главных ролей этого фильма, снятого на киностудии им. А. Довженко режиссером В. Ивановым в 1961 году.Сюжет кинокартины незатейлив и прост. Свирид Голохвастов, весельчак, модник и вертопрах, чтобы поправить свое пошатнувшееся материальное положение, решает выгодно жениться на некрасивой Проне Прокоповне, за которой родители давали хорошее приданое. Но неожиданно влюбляется в красавицу Галю, у которой уже есть жених. Прекрасные диалоги героев, анекдотические ситуации, шутки, песни – все это сыграно актерами с блеском.
Неслучайно фильм имел большой успех у зрителей.После экранизации комедии актер Олег Борисов должен был ехать с фильмом «За двумя зайцами» в Варшаву, где проходили Дни советского кино. В театре им. Леси Украинки, где тогда работал Борисов, у него было немало завистников. К тому же, актер был занят в двух спектаклях. Он хотел отказаться от поездки, но его вызвали в министерство культуры и… приказали ехать. Коллектив театра написал письмо в газету «Советская культура» о зазнавшемся молодом актере. И когда Борисов вернулся из Варшавы, то узнал, что уволен из театра.
Правда, тут же появился новый приказ. О его восстановлении на прежнем месте. Но Олег Иванович возвращаться не стал. Позже в своем дневнике, который актер вел более 20 лет, он напишет: «Мне говорят, что я зазнался. Говорят всю жизнь…». Перед смертью Борисов сказал сыну Юрию о том, чтобы он не спешил публиковать его дневник, слишком много в нем сокровенного. Книга «Без знаков препинания» (дневник актера) была издана в 1999 году, только через 5 лет после того, как не стало Олега Ивановича.Но комедийное амплуа за Борисовым не закрепилось. Хотя он умел шутить — и смешно, и зло.
Однако его комедийный талант остался почти не востребован. Начав работать в БДТ у Товстоногова, Олег Иванович, волновался, как молодой актер. Это было и понятно. Авторитет Георгия Александровича в театре был непререкаем. У Борисова было много вводов в спектакли, которые уже шли. А потом появились и новые роли. Он с удовольствием играл в постановках «Тихий Дон», «Дачники», «Три мешка сорной пшеницы», «Кроткая» и др. Олег Иванович получил звание народного артиста, работая у Товстоногова. Он отдал БДТ 20 лет своей жизни. Но работы в театре у Олега Ивановича было мало. Некоторые актеры говорили, что Товстоногову был не по душе характер Борисова, хотя он видел, с какой дотошностью разрабатывал каждую свою роль актер.
Борисов не выпрашивал роли, он просто не способен был на это. Но и не увиливал от работы, не отказывался даже от эпизодов. Сплетен об актере ходило немного. Больше злословили, говорили о его неуживчивом характере, неумении ладить с начальством. Друзей у Борисова было очень немного, среди них украинские футболисты Валерий Лобановский и Олег Базилевич, еще не тренеры, не великие, не мэтры. Благодаря им Олег Борисов полюбил футбол. А они полюбили театр, Лобановский вообще считал обязательным посещение ленинградского БДТ и для киевского «Динамо», и для сборной.
Слабости? По словам сына, можно вспомнить разве что отцовскую привычку крепко выпивать, когда приходили гости, при этом не закусывать, а вести беседу до упора, говорить и слушать, пока есть силы. А уже утром с энтузиазмом набрасываться на закуски и уничтожать их с бешеной скоростью. Стремительное превращение в звезду советского искусства обещало, казалось, мягкое покачивание на лаврах, ленивую снисходительность к товарищам. Но в нем всегда было такое бушующее, вырывающееся наружу достоинство ума, которое отличало многих актеров Товстоногова.
Такими были Копелян, Луспекаев, Стржельчик, такими остались Юрский и Басилашвили. В книге Караулова о нем бесстыдно обнажились все его сомнения и боли, причиненные величественным худруком БДТ. Но это скорее закономерность, чем несправедливость. Последнее его ленинградское произведение — «Кроткая» по Достоевскому — было поставлено Львом Додиным. «Кроткой» Борисов опрокинул сытую, привыкшую к гениям Москву. Олег Ефремов поманил его МХАТом, пообещал новые яркие роли. Обещание сдержал частично.
Да и вообще во МХАТе раздражала разболтанная обстановка, запойные периоды худрука, который без сожаления расставался даже с такими артистами, как Евстигнеев, который был не только актером Ефремова, но и его вернейшим соратником на протяжении десятилетий. МХАТ встретил Борисова с подозрением, восприняв как очередного заезжего гастролера. Но и это не помешало ему филигранно сыграть чеховского Астрова. Перед гастролями во Франции Борисов узнал, что Олег Ефремов сам собирается играть «борисовскую» роль доктора Астрова в «Дяде Ване» перед парижской публикой и это стало последней каплей..
Он был великим актером, который не побоялся взять себе за правило «умение быть некрасивым». И, как верно заметила петербургский критик Марина Дмитревская, он был бесстрашным актером, «который никогда не боялся заглядывать на темную сторону улицы… Борисов имел бесстрашие не требовать от зрителей любви». Обид на Товстоногова было много, но максимум, что мог позволить себе Борисов, — однажды уйти. И от Ефремова — ушел. Не захотел «бегать в трусах» в «Перламутровой Зинаиде». Попробовал уйти в Театр Советской Армии — Павла I успел сыграть, а вот Арбенина в «Маскараде» — нет. Чаще использовали его «рефлектирующий талант» в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев.
Зрители и критика особо отметили его игру в картине «Рабочий поселок» Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году. Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного.
Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания. Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988). Борисов мечтал иметь учеников, чтобы передать свои актерские секреты, но эта мечта, как и многие другие, осталась невоплощенной. Однажды ему предложили курс в Школе-студии МХАТ — Казахскую студию. Но Борисов отказался: он хотел сам набрать талантливых молодых людей, а ему предлагали заниматься с «целевыми» студентами.
Через год после работы в театре Советской Армии Олег Иванович ушел на пенсию и поселился у себя на даче. Не теряя чувство юмора, говорил близким: «Если бы я не был актером, то выбрал бы профессию садовника».Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали. Олег Борисов умер от лейкемии 10 лет назад в возрасте 65 лет. Очень любил животных — похоже, больше, чем людей. Последняя запись в его горьких дневниках «Без знаков препинания»: «Как там на даче? Кешка, наверное, ждет не дождется хозяина. Вот бы скорее туда!» Запись датирована апрелем 1994. В мае Борисов умер, а июне этого же года умер и пес Кеша, на месяц пережив своего хозяина.