Леонид Быков: как ушел «Маэстро»
Светлая память Леониду Быкову!
Он был одним из самых любимых актеров Советского Союза, его ироничная улыбка и грустный взгляд никого не могли оставить равнодушным.
Его веселые, беззаботные и смелые киногерои — будь то Максим Перепелица из одноименного фильма или Маэстро из «В бой идут одни старики» — словно воплощали в себе самого Быкова, такого же искреннего человека, готового всегда прийти на помощь в трудную минуту.
Леонид не думал об актерской карьере, он родился в 1928 году и его мечтой было поскорее поступить в летное училище и отправиться на фронт, но судьба распорядилась иначе.
В училище он поступал дважды: в первый раз ему отказали из-за маленького роста, к тому же потом выяснилось, что он приписал себе два лишних года.
Вторая попытка в 1945 году была удачной, но и тут Быкову не удалось связать свою жизнь с авиацией: война закончилось и училище расформировали.
Почему Леонид Быков выбрал театральный институт в Харькове, доподлинно не известно: может это было собственное желание, может сыграли роль советы друзей или родных, в любом случае страна получила блестящего актера, вписавшего свое имя золотыми буквами в историю отечественного кинематографа.
Учась в институте, Быков знакомится с актрисой Тамарой Кравченко, которая позднее становится его женой. В браке у Леонида и Тамары родилось двое детей: сын Александр и дочь Марьяна.
Всесоюзный успех пришел довольно быстро — его роль в фильме «Максим Перепелица» в 1955 году вмиг принесла ему популярность.
С 1960 г. артист живет и работает в Ленинград на киностудии «Ленфильм», пробует себя не только как актер, но и как режиссер. Однако режиссерский дебют не оправдал ожиданий, фильм «Зайчик» не вызвал воодушевления кинокритиков.
На какое-то время Быков практически перестает сниматься, страдает от депрессии. С 1969 года актер работает в Киеве, на киностудии имени Довженко, вынашивая в голове сценарий одного из лучших отечественных фильмов о войне: «В бой идут одни старики».
Картина давалась трудно, в съемках долго отказывали, и лишь в 1972 году дело сдвинулось с мертвой точки, а в 1974 году на фестивале в Баку кинокартина была номинирована как лучший фильм.
После этого, в 1976 году, последовала еще одна прекрасная работа — картина «Аты-баты, шли солдаты…», в этом же году у Быкова случился первый инфаркт.
Проблемам со здоровьем способствовали и сложности в личной жизни, некоторые знакомые утверждали о психических проблемах у жены Быкова, затем последовала череда неприятностей с сыном, закончившаяся его взятием под стражу.
Сердце Быкова вновь дает сбой, у актера диагностируют второй инфаркт. Немного оправившись, Леонид Быков отправляется на реабилитацию в санаторий, где пишет своему другу Ивану Миколайчуку письмо-завещание.
Это письмо он передал через редактора фильма Эмилию Косничук, которая положила конверт в ящик стола и забыла об этом на три года. А через три дня после того, как конверт был найден и передан адресату, Быкова не стало.
11 апреля 1979 года он возвращался с дачи на своей «Волге», и на 46-м километре трассы Киев — Минск обогнал медленно движущийся трактор, но по встречной полосе двигался тяжелый грузовик.
Несмотря на 30-метровый тормозной путь, трагедии избежать не удалось…
Эта смерть до сих пор вызывает массу вопросов: некоторые утверждают, что Быков решил свести счеты с жизнью, так как ситуация позволяла избежать столкновения, кто-то считает, что у актера возник очередной сердечный приступ, другие просто считают аварию несчастным случаем.
Как бы то ни было, но артист незадолго до трагедии писал своим друзьям: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну»…
Было ли это стечение обстоятельств, приступ хандры или Быков действительно предчувствовал свой уход из жизни — узнать уже невозможно.
Как он и просил в том самом завещании, на его похоронах оркестр играл «Смуглянку».