Любовь и жизнь несносного гения. Каким было счастье Александра Кайдановского
Легендарный Сталкер был человеком до крайней степени не простым: чуть что не по его, уходил без лишних разговоров. Так он бросил профессию, которую выбрал, театр, в который попал по распределению, и трех женщин, которые его любили.
Кайдановский родился в Ростове-на-Дону в непростой семье. Отец с матерью постоянно ссорились, а когда сын чуть подрос, мама стала позволять себе интрижки на работе — она была режиссером детских спектаклей. То один, то другой поклонник провожал ее до дома. Отец негодовал, устраивал скандалы.
Однажды мальчик не выдержал и сбежал от родителей к бабушке, откуда угодил в интернат. Суровые, казарменные условия этого учреждения шокировали сломали и без того своенравного малыша. Теперь маленький и щуплый Саша бросался в драку за каждое нечаянное слово оппонента.
К тому времени родители Кайдановского развелись, он предпочел жить с отцом и мачехой. Протянул в нелюбимой семье до аттестата и, окончив восьмилетку, уехал в Днепропетровск.
Поступил там в техникум и планировал стать сварщиком, но с педагогом у Александра отношения не сложились. Даже не подумав о том, что так и не получит профессию, строптивый студент собрал вещи и попрощался с учебным заведением.
Кайдановский вернулся в Ростов и подал документы в училище искусств. К актерскому мастерству парня тянуло не спроста: мама когда-то бросала семью ради карьеры актрисы. Уезжала в столицу, пробовала жить звездной жизнью, но что-то у нее не получилось. Страсть к театру ей удалось привить сыну.
Характер
к/ф «Пятнадцатая весна» (1971)
На актерский факультет Саша поступил с первого раза. Мастер курса, у которого в последствии, когда Кайдановский стал знаменитым, брали интервью, удивлялся: со своим студентом у него было полное взаимопонимание. За все годы обучения с Сашей он не поссорился ни разу!
Правда душкой Михаил Бушнов воспитанника тоже не называл. Педагог полагает, что сумел найти с актером общий язык потому что сразу и безоговорочно признал в нем неординарную личность и дальше все диалоги велись с оглядкой на это признание. Спорить с Бушновым теперь никто бы не осмелился — Кайдановский действительно оказался настоящей глыбой в отечественном и зарубежном кинематографе.
Но прежде он отколет несколько таких номеров, что запомнится зрителю не только своими ролями в театре и кино, но и бескомпромиссным непробиваемым характером.
Например, после Ростовского училища искусств он попал по распределению в Ростовский же драматический театр. Как только Кайдановскому представилась возможность пообщаться с главным режиссером, он заявил, что желает получить главную роль в новом спектакле. Когда еще неоперившемуся юноше было отказано, он рассчитался из театра и укатил в Москву.
Столица
к/ф «Рафферти» (1980)
В тот же год Кайдановский блестяще выступает на вступительных экзаменах в школу-студию МХАТ. Там его сразу примечают, но буквально через месяц актер сбегает и оттуда. Говорит, сами Станиславский с Немировичем-Данченко так смотрят на него с портретов, что страшно даже дышать.
Похожая история происходит с актером и в «Щуке», куда он поступил с такой же легкостью, правда продержался дольше. «Скучно», — жаловался Кайдановский в письмах своей возлюбленной, Ире Бычковой, которая осталась в Ростове.
Впрочем, актер быстро забрал любимую в Москву, где они расписались. На всех фотографиях со свадьбы девушка чуть ли не в слезах. Комментируя эту ситуацию, она говорила, что на палец возмужавшего Саши не налезало кольцо. Едва подошло на мизинец, вот жена и расстроилась.
Жили в ужасных условиях, на первом этаже старенького, разрушающегося дома. Кайдановский был талантливым человеком из тех, что талантливы во всем. Вот и свое жилище он описывал весьма художественно — прибегая к образам, встреченным у Достоевского.
Интересно и весело было слушать о том, как Саша рассказывает о прогнивших половицах и смердящего из подвала затхлого духа, а вот жить в таких условиях с только что родившейся маленькой Дашей было невыносимо.
Невозможный
к/ф «Крах инженера Гарина» (1973)
Невыносимым оставался и характер актера. Как раз в эти годы он окончил театральное и попал по распределению в театр имени Вахтангова. Еще в студенческом театре удачливый, а главное, талантливый актер, исполнил мечту всех актеров — сыграл Гамлета. Победа окрылила Кайдановского. Теперь он претендовал и на роль князя Мышкина уже в театре.
Вокруг распределения плелись интриги, шептались сплетники, намечались раздоры. Кайдановский действовать хитростью не умел, пытался заполучить Мышкина штурмом и проиграл. А проиграв, немедленно уволился из театра. И был призван в армию.
И там актеру повезло: рядового кавалерийского полка при «Мосфильме» заметил Михалков и тут же отдал главную роль в прославившем в одночасье Кайдановского кинофильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Тем временем в семье не прекращались ссоры. От несносного мужа, который, как хотел, поступал со своей жизнью и лишь удача не давала ему провалиться в безвестности и не умереть с голоду, часто рыдала Ирина. Жена грозилась уехать к маме в Ростов, если он немедленно не перестанет дурить, не устроиться на нормальную работу и не остепенится.
Однажды Кайдановский просто не пришел домой и с того момента стал жить с артисткой, которой будет не протяжении долгих лет отдано сердце непокорного гения.
Малявина
к/ф «Пропавшая экспедиция» (1975)
Эта девочка по праву могла причислить себя к золотой молодежи: выросла на Арбате, училась в престижной школе, вышла замуж за Збруева, имела роман с Тарковским, ушла от него к Арсенову, с которым стала понемногу выпивать… Из круговерти богемной жизни ее выдернуло знакомство с умопомрачительным Кайдановским.
Позднее актриса скажет: отношения с Сашей тянут на огромную книгу мемуаров, такими страстными и неоднозначными они были.
И действительно, одних только приключений, в которые влюбленные впутывались, найдется на увесистый томик. Сначала Кайдановского актрисе отрекомендовал Михалков, присматривающий его для своей картины. Указал на сцену, показывая артиста, а Валя подумала на Филатова и еще некоторое время путала актеров.
Потом холодного нервного блондина оценил ее супруг, режиссер Павел Арсенов. Стал звать в гости, но тот не соглашался. Уже потом Кайдановский объяснит Вале, что давно любил ее и не смог бы смотреть в глаза ее мужу, так тепло относящемуся к его работе.
Роман
к/ф «Следствие ведут Знатоки» (1971−1989)
Был случай, когда Александр и Валентина, уже заведя роман, заблудились в лесу, приехав на дачу к приятелю. Уже наступила ночь, когда влюбленные, наконец, вышли на какой-то дом. Дача пустовала, и они приняли решение там переночевать. Лишь утром выяснилось, что это домик крупного чиновника и выбираться придется, минуя вооруженную охрану. Как они сумели сначала попасть в дом, не догадываясь, что он охраняется, а потом улизнуть оттуда, теперь одному Богу известно!
А вот разведены оба не были. Здесь развернулась целая драма: разговаривать с Ирой отправилась сама Валентина. Объяснила, что разводиться с мужем не собирается и Кайдановского у жены не отнимает. Арсенов просил подумать, был готов все простить. И только Саша страшно желал сделать Малявину своей женой.
Однажды драматичная пара решила уйти из жизни одновременно, как Ромео и Джульетта. Малявина немедленно полоснула себя лезвием по венам, а Кайдановский никак не решался. Актриса ему помогла, да так глубоко, что влюбленные залили кровью всю квартиру, а потом два дня провели в больнице.
Но и такие сумасшедшие отношения не продолжились долго. Актеры начали уставать друг от друга. В их совместной судьбе наметился надлом. Малявина вообще не хотела больше выходить замуж, а Кайдановский со временем стал чувствовать себя одиноким даже с любимой.
Женя
к/ф «Игрок» (1972)
Спасаться от одиночества он сначала пытался со случайными женщинами, а потом Валя познакомила его с молоденькой влюбленной в актера по уши Женей Симоновой. Он потянулся к этой тонкой девочке с распахнутыми глазами поверив, что именно она его спасет.
Симонова действительно без ума любила своего талантливого мужа. Пыталась следовать за ним повсюду, хранить очаг в самом традиционном смысле, родила Кайдановскому дочь. Но все тщетно. Сначала он изводил юную супругу безосновательной ревностью, потом — мстил за ее «романы», которые сам придумал.
Вокруг Саши постоянно вращались какие-то женщины: случайные актрисы из массовки, манекенщицы, стюардессы… Женя не выдерживала, страдала от такого отношения мужа, но пыталась оставаться с ним. Но Кайдановский будто и сам не знал, чего ему хочется и в результате ушел от жены.
Конец
к/ф «Десять негритят» (1987)
В более зрелом возрасте дела актера пошли на лад. Он стал настоящей персоной грата даже за рубежом. В 1995 году актер входил в состав жюри Каннского кинофестиваля наряду с Клинтом Иствудом и Катрин Денев. Получил, наконец, квартиру в центре Москвы — до этого Кайдановский, когда не жил с женщинами, по‑прежнему ютился в коммуналке.
За три недели до своей смерти актер снова женился. Его избранницей стала 23-летняя актриса Инна Пиварс. Эту свадьбу он долго планировал, надел в день бракосочетания фрак и бабочку, а вот некоторые его друзья считали такую женитьбу мезальянсом и просто проигнорировали торжество.
По роковой случайности память от этого бракосочетания осталась только в сердцах участников: фотопленка, на которую снимали событие оказалась полностью засвеченной. А через три недели у Кайдановского случился третий в его жизни инфаркт, которого актер не пережил.
Дети Ванюшина (1973)
Драма на охоте (1970)
Под крышами Монмартра (1975)
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)