7 интересных фактов о сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Шерлок Холмс и доктор Ватсон – легендарный советский сериал о приключениях скромного военного доктора Джона Ватсона и талантливого, прозорливого сыщика-детектива Шерлока Холмса.
Кандидатуру Василия Ливанова режиссёру подсказал оператор Юрий Векслер. Хотя Игорь Масленников уже снимал актёра в небольшой роли в фильме «Ярославна, королева Франции», Холмса он в нем не видел и рассматривал на роль кандидатуры Александра Кайдановского и Олега Янковского. Однако на пробах оказалось, что из Ливанова получился идеальный английский сыщик. Приемная комиссия предупредила режиссёра, что работать с взрывным и своенравным актёром будет нелегко, и после съёмок Масленников говорил: «Моя седая голова — это результат восьмилетнего общения с Василием Борисовичем Ливановым… Терпел потому, что уж очень удачный был выбор».
В серии «Знакомство» проницательный Шерлок Холмс спрашивал Ватсона: «Давно из Афганистана?». В первоисточнике Конан-Дойля доктор Ватсон до прибытия в Лондон служил там военным врачом, но экранизация выходила в 1979 году, когда СССР ввёл войска в Афганистан. Эпизод пришлось переозвучить, и Ватсон приехал из неопределенных восточных стран. Кстати, Виталия Соломина сначала не хотели утверждать на роль, мотивируя, что для англичанина у него слишком славянская внешность.
Режиссёр Игорь Масленников долго пытался объяснить Владимиру Дашкевичу какую мелодию он хочет. «Мне нужно что-нибудь имперское!» — говорил Масленников и отказывался от всех вариантов, которые наигрывал Дашкевич, так как они были недостаточно торжественны. Самым близким к тому, что представлял режиссёр, оказались позывные радиостанции «Би-Би-Си». Когда режиссёр дал их прослушать композитору, то Дашкевич воскликнул: «А! Бриттен на темы Парсела» — и наиграл ничего не понявшему Масленникову ту самую мелодию, которая звучит в фильме.
Трубку для Шерлока Холмса делал знаменитый трубочный мастер Алексей Федоров по прозвищу «Дед», чьи трубки курила не только вся творческая элита СССР, но и Сталин с Жоржем Сименоном. Трубка была вырезана по спецзаказу, автор поставил на неё фирменное клеймо. Эту трубку вскоре украли прямо со съёмочной площадки. Один из учеников Федорова сделал две копии — одна после съёмок отправилась в музей «Ленфильма», а вторая была подарена Василию Ливанову.
Худсовет был категорически против участия Рины Зелёной: «Да вы что! Ей уже 77! Она не выдержит, не доживет до конца съёмок!». Однако «миссис Хадсон» прекрасно всё выдержала, дожила и в конце съёмок шутила, что за эти семь лет превратилась из Рины в Руину Зелёную. Когда режиссер предлагал ей расширить роль, то она сопротивлялась и говорила, что ей нравится «играть мебель».
Лондон снимали в Риге, Ленинграде, Таллине и в Абхазии. Дом Шерлока Холмса и доктора Ватсона находился на рижской улице Яуниела, где до этого снимали сериал «Семнадцать мгновений весны». В «Сокровищах Агры» мелькает настоящая Темза — её по просьбе режиссёра снял знакомый корреспондент, который ездил в Лондон в командировку. Дом, где поселились мистер и миссис Ватсон, на самом деле был ленинградским музеем Великой Октябрьской социалистической революции. Пасеку, где жил отошедший от дел Шерлок, снимали в двух местах — на северном берегу Финского залива и в Латвийском этнографическом музее под открытым небом. Баскервиль-холл — это два замка в Таллине, вокзал «Виктория» — Витебский вокзал в Ленинграде. Рейхенбахский водопад, где произошла роковая схватка Холмса и Мориарти, на самом деле Гегский водопад в Абхазии.
Актёр и режиссёр Никита Михалков приехал на съемки «Собаки Баскервилей» в компании сценариста, актёра и режиссёра Александра Адабашьяна. Чтобы коллеги не вмешивались в творческий процесс и не советовали, как правильно снимать фильм, Игорь Масленников занял в съёмках и Адабашьяна, дав ему роль Бэрримора. Кстати, легендарная овсянка Бэрримора была настоящей — её варила ассистентка по реквизиту, и делала это так хорошо, что вся съёмочная бригада выстраивалась за ней в очередь.