«Не ляжешь на диван — не выйдешь на экран»: жертвы режиссера Пырьева
Негодяй!
Очевидно, что лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев придерживался логики незатейливой народной поговорки: «люби — не люби, да почаще взглядывай».
Иначе как можно объяснить его, мягко говоря, полное равнодушие к чувствам молодых актрис, которых он домогался? Любят ли его, хотят ли его, такие пустяки совершенно не занимали режиссера «Кубанских казаков».
И в случае отказа — страшная месть, запрет на съемки. конец карьеры. Что это? Полное отсутствие эмпатии или мания величия?
Сегодня мало кто смотрит его картины, разве только помнит названия, зато все активно обсуждают сломанные судьбы и, наоборот, удачные карьеры, сделанные, благодаря любвеобилию (назовем это так) Ивана Пырьева.
Он был, конечно, харизматик. Выходец из крестьян, отец которго был убит в драке, бывший пастух, Георгиевский кавалер в первую мровую войну, а потом- ученик Мейерхольда, режиссер, директор крупнейшей в Европе студии «Мосфильм» — ему было чем гордиться в жизни. Но при этом — диктатор, мстительный и вспыльчивый.
Достоверно не известно сколько актрис стали жертвами темперамента «советского Харви Вайнштейна», но о многих было уже известно уже тогда, это был секрет Полишинеля.
Популярная в актерской среде поговорка «не ляжешь на диван — не выйдешь на экран» вполне могла стать его девизом во взаимоотношениях с женщинами.
Жена
Марина Ладынина стала второй женой режиссера — он ушел к ней от другой актрисы — Ады Войцык, с которой прожил много лет и имел сына. Ладынина стала звездой. «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — именно она играла главные роли в этих, ставшими культовыми, фильмах.
Что не мешало режиссеру позволять себе увлечения на стороне. А когда Пырьев все-таки бросил Ладынину после почти двадцати лет брака, — все то же самое — конец карьеры.
Пощечина
История с пощечиной, которую влепила режиссеру замечательная актриса Екатерина Савинова уже давно известна. На съемках «Кубанских казаков» Пырьев «положил глаз» на молодую актрису и недвусмысленно дал ей это понять. Савинова публично дала ему оплеуху.
Итог — полный запрет на съемку. Именно эта удивительно талантливая и самобытная актриса, должна была сыграть в экранизации повести Бориса Лавренева «Сорок Первый» роль Марютки, но… всемогущий директор «Мосфильма» не позволил ей это сделать.
«Написать в профком»
Этот метод борьбы советских времен не помог другой актрисе Ие Арепиной, звезде фильма «Капитанская дочка». На домогательства режиссера она ответила жалобами в вышестоящие инстанции, но ничего, кроме клейма кляузницы и скандалистки и полного запрета на съемки добиться ей не удалось.
Кто она, а кто всесильный Пырьев — силы были не равны.
Еще парочку!
Ольга Бган и Клара Румянова — еще две актрисы, отказвашие «Ивану Грозному», как его называли за спиной на «Мосфильме». Их кинематографическая судьба была такой же как и их предшественниц: никакой возможности сниматься.
Но если у Клары Румяновой в целом творческая судьбы сложилась удачно, то Ольге Бган повезло меньше. Она пыталась играть в театре после неудачи с кинематогрфом, злоупотребляла алкоголем и очень рано умерла в 41 год. Возможно, она покончила с собой.
Роковая страсть
Это была не проходная интрижка — это была роковая страсть. Совсем юная Людмила Марченко стала для Пырьева наваждением. Он снял ее в своей экранизации повести Достоевского «Белые ночи» в роли Настеньки и смертельно влюбился.
Ради Марченко он даже бросил жену, предлагая молодой женщине замужество. Марченко, видимо пыталась, преодолеть отсутствие чувств к нему ради выгоды, которую ей сулила роль возлюбленной Пырьева — некоторе время она жила в квартире, которую ей снял режиссер. Но, как человек эмоциональный — долго не выдержала.
Все кончилось скандалами и разрывом и — разумеется — невозможностью сниматься. Судьба Людмилы Марченко, так же как Екатерины Савиновой и Ольги Бган — была драматической. У нее были проблемы с мужьями, проблемы с алкоголем и довольно ранняя смерть. Не встреться ей на пути «советский Харви Вайнштейн», возможно, ее судьба сложилась бы счастливее, кто знает.