«Ты у меня красавица». Как роль Бабы-яги помогла Инне Чуриковой выйти замуж
Инну Чурикову многие считают одной из главных «некрасивых красавиц» отечественного кино. «Это пацан или девка?» спрашивали многие после выхода фильма «В огне брода нет».
А муж Инны Михайловны, знаменитый кинорежиссер Глеб Панфилов, как-то признался: «Я не знаю ничего прекраснее ее лица».
Супруги вместе уже полвека. В актерской среде такие длительные браки — редкость. В день рождения актрисы, которая 5 октября празднует 75-летний юбилей, Teleprogramma.pro вспоминает, как начиналась история этой любви и пытается разгадать секрет ее крепкого брака.
С верой в себя
Мама Инны Чуриковой. Елизавета Захаровна была далека от мира искусства — по профессии она была агрохимиком, трудилась лаборанткой, потом работала в Ботаническом саду МГУ, преподавала, но была очень рада, что ее дочь решила стать актрисой. «Ты у меня красавица» — эти слова мама говорила очень часто и объясняла Инне, что просто ее красоту просто надо уметь разглядеть.
Когда Чурикова пошла на прослушивание в одно из московских театральных училищ, там один из преподавателей некрасиво «проехался» по ее внешности, поинтересовавшись у девушки, знает ли она, кто такая Афродита, и посоветовав ей «посмотреть на себя». «Поплакав, я забрала документы и больше туда не приходила», — вспоминала потом Инна Михайловна.
У другой бы после такой ситуации возникли комплексы на всю жизнь, но она не сломалась. И в итоге поступила в Щепкинское училище, которое в 1965 году окончила с красным дипломом. В кино Инна Чурикова начала сниматься еще студенткой, первым ее фильмом стал «Тучи над Борском» (1960 г), а в 1964-м она блистательно сыграла Марфушеньку-душеньку в «Морозко» Александра Роу.
После института Чурикова мечтала работать в Театре сатиры, но чуть не загремела по распределению на Камчатку, отстояла мама, в итоге из всех московских театров девушку взяли только в Театр юного зрителя. В театре она играла зверюшек и Бабу-ягу. В роль, от которой другие актрисы шарахались, Инна Чурикова вложила всю душу. Маленькие зрители ее героиню не боялись, а сочувствовали ей. Именно в роли Бабы-яги ее впервые увидел по телевизору молодой ленинградский режиссер Глеб Панфилов. И запомнил.
Творческая семья
Когда в 1967 году Панфилов начал работать над своим первым фильмом «В огне брода нет», Ролан Быков посоветовал ему попробовать на главную роль молодую актрису Инну Чурикову. Тогда Инна была уже на грани разочарования в профессии. Роль робкой санитарки Тани Теткиной — обыкновенной, очень простой, скромной юной девушки, которая неожиданно раскрывается перед окружающими с совершенно новой стороны, – во многом вернула ей начавшую исчезать веру в себя. И перевернула ее жизнь.
Потом Глеб Панфилов обмолвится, что съемки «В огне брода нет» словно проходили под счастливой звездой. И действительно, очень много всего совпало: ему, новичку, доверили снимать полнометражный фильм по классику, собралась прекрасная команда, с которой он потом не раз сотрудничал, на главную роль он нашел удивительную актрису — и встретил свою судьбу. Он быстро разглядел что Инна — настоящая красавица.
Работа над картиной сблизила актрису и режиссера, во время общения они поняли, что у них очень много общего, и девятилетняя разница в возрасте, поначалу казавшаяся 23-летней Чуриковой такой огромной, стала как-то незаметна. Вскоре они начали жить вместе, поженились, долгое время ютились в комнате в коммуналке. В 1978 году у супругов родился сын Иван.
И Инна Михайловна, и Глеб Анатольевич, и знакомые пары видели, что у мальчика тоже есть актерские задатки, маленький Ваня великолепно пародировал знаменитостей, которых он видел по телевизору. Но знаменитые родители постарались оградить сына от того, чтобы он пошел по их стопам. Они убедили его, что актерство — слишком тяжелая профессия, добиться успеха в ней крайне сложно.
В итоге Иван Панфилов выучился на дипломата, закончил Институт международных отношений, но работать по специальности не стал. В 2008 году детская мечта стать актером исполнилась — он сыграл у отца в фильме «Без вины виноватые», но в кинематограф после этого, как думали многие, не ушел. Сын Инны Чуриковой и Глеба Панфилова занимается ресторанным бизнесом. Несколько лет назад его знаменитый отец в одном из своих интервью признался, что его до сих пор мучает совесть: возможно, они зря отговорили сына заниматься делом, к которому у него лежала душа.
Две половинки одного целого
С 1974 года Чурикова выходит на сцену «Ленкома». На ее счету — десятки фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного кино, десятки невероятно ярких ролей, множество призов и наград, включая международные, среди которых «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за «Лучшую женскую роль» в фильме «Военно-полевой роман» (1984 г.) и премия жюри Международного кинофестиваля в Локарно за «В огне брода нет».
Удивительно крепкий семейный союз оказался еще и не менее удивительным творческим тандемом. Глеб Панфилов никогда не мешал жене сниматься у других режиссеров, очень много снимал ее в своих фильмах, и Чурикова каждый раз играла так, что все, и коллеги, и кинокритики, и зрители понимали: режиссер снимает ее не потому, что она его супруга, а потому, что у нее талант. Гениальное умение Инны Михайловны перевоплощаться известно всем, кто с ней работал, про нее даже одно время говорили: «Актриса-хамелеон».
Как считают многие, самые лучшие, самые глубокие свои роли Инна Михайловна сыграла в фильмах мужа. Знакомые семьи говорят, что брак Чуриковой и Панфилова — это больше чем просто счастливый союз актрисы и режиссера, они и в начале семейной жизни были очень похожи, близки друг другу по мировосприятию, а за полвека рядом и вовсе стали единым целым.
Рассказывают, что Инна Чурикова и Глеб Панфилов и поссориться-то толком не могут: обычно все заканчивается, тем, что супруги встречаются глазами и начинают смеяться.
По словам актрисы, за все время брака у них не возникало «и мысли разбежаться»: бывало всякое, не всегда семейная жизнь текла гладко, но всегда удавалось прийти к компромиссу, поговорить, найти решение.