Как Владимир Высоцкий в «Место встречи изменить нельзя» снимал сцену с Груздевым
Как они сыграли!!! Вот, что значит два гения встретились на съёмочной площадке!
Станислав Говорухин в фильме «Место встречи изменить нельзя» вначале предлагал Сергею Юрскому другую роль — афериста Ручечника, которого замечательно сыграл Евгений Евстигнеев. Но Юрский очень захотел Груздева — это было ему в настроение: как раз шёл период разрыва с Товстоноговым, Юрский собирался уходить из родного ленинградского БДТ и очень переживал.
Когда Сергей Юрьевич приехал в Одессу на съёмки, то несколько дней ушло на обсуждение, как снимать, а потом Говорухин уехал на кинофестиваль со своей предыдущей картиной. Но останавливать процесс съёмок было нельзя, и своим заместителем он назначил Владимира Высоцкого.
«В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя». — Рассказывал Сергей Юрский. — «Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Приехала Марина Влади… Вообще, Володя человек бурный, а я спокойный. Поэтому, симпатизируя друг другу, мы никогда не были приятелями… На этих съёмках произошло максимальное сближение».
«Люди Высоцкому очень доверяли — и актёры, и техники… — продолжает Сергей Юрьевич. — Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать… Это была качественная работа профессионала. В нем ничего не было для меня от того, что сейчас всячески нажимается как бы: гуляка праздный, эдакий Моцарт, который все время сочиняет песни, чуть отвлекаясь от них, небрежно делает какую-то работу, и она все равно гениальна. Вот этого ничего я никогда не заставал в общении с Володей. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно»
Юрский считал себя не очень послушным артистом, он артист, требующий того, чтобы и его слышали, и он слышал. И вот для него с Высоцким как раз работа была очень в этом смысле впечатляющая. И поэтому когда Владимир Семёнович говорил о том, что «он будет режиссером, вот куда его ведет сейчас всё», — Юрский это не только одобрял, но, как он говорил, он просто знал, что, да, это вполне возможно, это могла бы быть его перспектива…
«Моя работа была крайне короткой — одна неделя… — добавляет Юрский. — Тогда ещё не было слова «сериал», и на горизонте маячил только один пример, очень мне нравящийся до сих пор, — «Семнадцать мгновений весны»