История одной любви: София Ротару и Анатолий Евдокименко
Где ты, любовь?
Рассказ о том, что Анатолий Евдокименко влюбился в Софию Ротару по фотографии на обложке журнала, вовсе не шутка, а чистая правда. В 1965 году София, будучи 17-летней талантливой певицей с Буковины, из села Маршинцы Черновицкой области, выиграла украинский смотр художественной самодеятельности. Подобные мероприятия проводились, чтобы отобрать самых способных и помочь им пробиться к вершине славы.
После победы Ротару снялась для обложки журнала «Украина» (№ 27 за 1965 год). Анатолию в то время было 23 года, он служил в армии, куда его призвали прямо из института. Учился он, кстати, на физико-математическом факультете в украинских Черновцах и уже тогда был известен как талантливый трубач. В воинской части в Нижнем Тагиле тоже остался верен музыке, а после возвращения домой собирался создать ансамбль.
И тут в часть привезли свежую прессу, а там — журнал. Евдокименко показал однополчанам, какие красивые девушки живут на его родине, повесил фото над кроватью и пообещал себе найти эту красавицу.
Вернулся. Нашел. А она, этническая молдаванка, сказала, что выйдет замуж только за молдаванина, но никак не за украинца! Как она не раз признавалась потом в интервью, почти два года водила Анатолия за нос. Но он был так внимателен, заботлив и настойчив, что Софии Ротару не оставалось ничего, кроме как согласиться выйти за него. Чего греха таить — и сама давно уже в него влюбилась!
Жизнь моя — моя любовь
22 сентября 1968 года состоялась свадьба Софии и Анатолия. В то время он проходил практику на заводе в Новосибирске, поэтому медовый месяц они провели в общежитии этого самого завода. Потом молодожены вернулись в Черновцы и некоторое время жили вместе с родителями Евдокименко. Но ни стесненные условия, ни необходимость много работать, чтобы достичь успеха, их не останавливали.
Спустя два года, 24 августа 1970 года, Ротару родила сына Руслана. Беременность длилась… одиннадцать месяцев! Но лишь потому, что София так мечтала о ребенке, что в какой-то момент сказала мужу, что всё получилось. Эту хитрость он ей, конечно, простил.
1971 год стал поворотным в судьбе обоих: Анатолий Евдокименко наконец создал собственный ансамбль «Червона рута», который должен был аккомпанировать Софии Ротару на концертах. В ее репертуар тогда входили по большей части украинские и молдавские песни, и именно с этого года началась ее профессиональная деятельность на большой сцене. Песня «Червона рута» заняла первое место в списке композиций всех концертов Ротару, а ее муж стал режиссером-постановщиком концертных программ.
Итак, супруги официально начали работать вместе, что, конечно, очень удобно: они везде могли быть вместе. Сыну недоставало внимания, но он знал, что родители скоро вернутся, а когда вырос, стал музыкальным продюсером родителей.
В 1975 году Ротару с семьей переехала в Ялту. Ходили слухи о серьезной болезни певицы, но причиной, судя по всему, стали разногласия Софии с Черновицким обкомом компартии Украины из-за инцидента с празднованием старого Нового года. В наши дни подобное сложно представить, но времена были другие. А поскольку Ротару с распростертыми объятиями ждали в Крымской филармонии, вопрос быстро решился.
София становилась всё более популярной как в странах Союза, так и в дружественных СССР государствах, а со временем и в США. Она ездила на гастроли с мужем и «Червоной рутой», пела все больше песен на русском, преимущественно о любви. И их с Анатолием брак год от года становился крепче.
Только этого мало
В 1986 году произошло еще одно событие, которое все изменило. Ничто не предвещало, что ансамбль «Червона рута» почти в полном составе покинет Ротару и отправится в свободное плавание, прихватив с собой название. Мол, о них и так все знают, и София для популярности им не нужна.
Время показало, что они ошиблись, зато певицу ждал новый виток популярности — она начала исполнять песни на музыку Владимира Матецкого. «Лаванду» и «Луна-луна» не один год пел вместе с Ротару весь Советский Союз (а потом и СНГ, и другие страны). Анатолий, разумеется, между ансамблем и женой выбрал ее, это даже не обсуждалось.
Шли годы, появились новые хиты, в том числе суперпопулярная «Хуторянка». Ротару постоянно гастролировала, муж ее сопровождал, сын женился, появился внук Толик… Всё шло своим чередом, и казалось, что впереди еще много счастливых лет.
Но в 1997 году после продолжительной болезни умерла мать Софии, а год спустя у Анатолия случился инсульт. Он был частично парализован и медленно восстанавливался, поэтому о совместных поездках больше и речи не шло. София неслась к нему с гастролей, не задерживаясь нигде, много работала, чтобы обеспечить мужу лучшую реабилитацию и уход. В 2001 году родилась внучка, тоже София (в наши дни она пробует себя в качестве певицы, но ее фамилия, как и у брата с отцом, — Евдокименко).
В августе 2002 года произошел второй инсульт, и вроде в этот раз Анатолий восстанавливался быстрее, все радовались. Ротару, которая собиралась в гастрольный тур по Германии, решила поехать. Но 22 октября мужа настиг третий инсульт, и она, отменив все дела, ближайшим самолетом вылетела, успев последний раз взглянуть в глаза любви всей своей жизни. 23 октября 2002 года Анатолий Евдокименко умер.
Год за десять
Смерть Анатолия София и ее семья перенесли тяжело. Певица несколько месяцев не появлялась на публике, впервые за много лет пропустила «Песню года», перестала сотрудничать с Матецким… Публика ждала и надеялась: ведь выйдет, не останется затворницей?
И она вернулась, причем по торжественному поводу. 11 апреля 2003 года в Москве перед ГЦКЗ «Россия» (ныне на этом месте расположен парк «Зарядье») заложили именную звезду Софии Ротару — за вклад в отечественную культуру.
Ротару вышла на сцену с целым списком новых песен, автором музыки которых был молодой композитор Руслан Квинта. Одной из них стала лирическая «Год за десять», посвященная памяти Анатолия Евдокименко: «Год с тобою, год за десять, как же мало я прошу для счастья!» В 2006 году появилась песня «Один на свете», также посвященная мужу: «Лети, не бойся, мое сердце там, где ты…»
Ты у меня один
После того как София Ротару осталась одна, ей пытались приписывать любовные приключения, но фантазеры всегда терпели неудачу. Так, одно время пресса муссировала слухи, что ее сердечным другом стал гитарист Василий Богатырев, выступавший в нескольких концертных турах.
Другой известный случай произошел на концерте Ротару в Москве. На сцену вышел Николай Басков, чтобы спеть дуэтом новую песню. А после ее окончания… признался Софии Михайловне в любви!
Зал замер, а Ротару улыбнулась и сказала: делай, мол, официальное предложение. Басков тут же встал на одно колено и предложил ей выйти замуж. Теперь уже решимости удивилась сама София и сказала, что она однолюбка и ее сердце принадлежит мужу. С тех пор слухов поубавилось…
Уже много лет София Михайловна живет в своем доме под Киевом, ездит в Лондон навещать внуков Анатолия и Софию и иногда выступает с концертами. Кстати, они по‑прежнему начинаются с песни «Червона рута», которая стала настоящим символом их любви с Анатолием Евдокименко: «Ты у меня единственный, только ты, поверь…»