Вырезанная концовка «Белого солнца пустыни»
Очень хороший фильм. Сейчас так снять не могут
А знаете ли вы, что у фильма «Белое солнце пустыни» была несколько другая концовка. Причем не только на сценарном уровне — она была снята. Но по решению худсовета режиссёру Владимиру Мотылю было настоятельно рекомендовано финал переснять.
Ещё во время дагестанской экспедиции (первый этап съёмки фильма) Мотыль полностью отснял концовку фильма — два крупных боя — на море (между Суховым и Абдулой) и на баркасе (между Верещагиным и бандитами), гибель Верещагина, и освобождение гарема
Худсовет Экспериментального творческого объединения (ЭТО) при Мосфильме, когда просматривал уже отснятые предварительные материалы вынес, как я уже сказал, заключение переснять финал. Что же не понравилось худсовету.
Вот что вспоминал сам режиссер-постановщик фильма В. Мотыль:
«Начальником главной сценарной коллегии Мосфильма была Марианна Качалова. Среди других членов коллегии она пользовалась особым покровительством тогдашнего генерального директора и давно привыкла к императивной тональности. Не церемонилась ни с маститыми драматургами, ни со штатными режиссерами. Именно ее и наделил Мосфильм чрезвычайными полномочиями, назначив главным редактором нового экспериментального объединения (взамен бывшего ЭТК). Она-то и взялась наводить порядок…
Более всего в моем материале ее возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Что ж получилось? Сухов, сам того не ведая, благими намерениями выстелил дорогу в ад?
Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От сцены в фильме остался лишь маленький кусочек: она идет мимо лошадей.
Дальнейшее было убрано: Настасья приближалась к станции, тупику. Рельсы занесены песками — поезда сюда давно не прибывают.
Настасья, бормоча бессвязные слова о Паше, о родной Астрахани, о погибшем сыночке, ползет по рельсам, разгребая песок.
Ей кажется, что если разгрести, то придет поезд, увезет ее. Такие вот трагические ноты в финале»
Решением высокого руководства упомянутые сцены из фильма были изъяты. Кроме этого, сократили драку Верещагина на баркасе и настояли полностью переснять разборку Сухова и Абдуллы, перенеся её с моря на сушу: «С Суховым и Абдуллой нужно придумать эпизод драки на суше, в воде не получился. Должна быть вообще «игра мужчин»…»
Найти кадры с первоначальной дракой Сухова и Абдуллы мне найти не удалось. Фотографии со съёмок сумасшествия жены Верещагина сохранились в архиве Валерия Кострина, художника-постановщика фильма «Белое солнце пустыни». А вот фрагмент плача жён Абдуллы над погибшим мужем посмотреть можно воочию. Он сохранился хоть и не в лучшем качестве