«Руки на одеяло!»: Как режиссер следил за нравственностью на съемках «Не могу сказать «прощай», и какие сцены вырезали из фильма
Герои фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kinopoisk.ru
36 лет назад, в августе 1982 г. состоялась премьера фильма «Не могу сказать «прощай», который собрал в кинотеатрах больше 34 млн зрителей. Многие смотрели его по несколько раз, искренне сопереживая драме, показанной на большом экране, не подозревая о том, что судьбы актеров сложились еще более драматически. Но это было спустя годы, а съемки проходили в романтической атмосфере, которая молодого героя располагала к флирту, а режиссера заставляла изрядно нервничать…
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: akhmirova.livejournal.com
Никто не ожидал от режиссера первого советского боевика «Пираты ХХ века» Бориса Дурова выпуска мелодрамы, но сам он объяснял свое решение тем, что снова решил снять фильм о силе добра, которое не обязательно должно быть «с кулаками», как в «Пиратах ХХ века»: «Мне хотелось сделать фильм о всепобеждающей, почти невероятной любви, которая могла бы быть нравственным примером для молодежи… Ради любимого, ради любви Лида приезжает из города в деревню, обрекает себя на не очень-то ласковый прием не звавшего ее, когда-то оскорбившего Сергея, то есть, по сути, совершает подвиг всепрощения, подвиг любви, ничего не требующей взамен, кроме счастья быть опорой дорогому для нее человеку. Поступок ее благороден и вместе с тем естественен и прост. Этим-то она и вызывает, наверное, интерес у зрителей… Для стармеха «кулаки» нужны были по необходимости. Добро Лиды проявляет себя по-иному, но так же необоримо, с таким же напором и самоотверженностью. Стармех не задумывается о возможности личной гибели, ранения или травмы, Лида – о «здравом смысле», об уязвленной гордости отверженной девушки, о нарушенном порядке устоявшейся жизни. И в обоих случаях добро побеждает».
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kinodisk.com
В «Пиратах» главную роль сыграл кумир советских женщин Николай Еременко, и Дуров задумывался о том, чтобы пригласить его и на роль красавца Сергея Ватагина, покорившего сердце Лиды Теняковой. Однако он пришел к решению, что всех главных героев все-таки должны сыграть малоизвестные актеры. Ассистентам была поставлена задача найти типаж молодого Урбанского. Для этого устроили кастинг среди студентов театральных вузов. Когда подошла очередь Сергея Варчука, режиссер поначалу даже не поднял на него глаз, пока не задал стандартный вопрос о том, нравится ли ему сценарий. Молодой актер озадачил его своей дерзостью и самоуверенностью. Сначала он заявил, что в сценарии ему нравится не все, а потом сказал, что его герой напоминает ему короля провинциальной танцплощадки. Режиссер признался, что у него даже рабочее название сценария было таким, на что актер ответил: «Значит, мы с Вами правильно трактуем нашего героя». И получил роль.
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Первым этапом подготовки к съемкам для Варчука стали частые визиты в институт травматологии, где он на протяжении месяца общался с пациентами в инвалидных колясках, изучая их душевное и физическое состояние, – это было необходимо для того, чтобы максимально правдоподобно сыграть парализованного после полученной травмы героя. Он считал, что результат не будет убедительным, если он на самом деле не будет чувствовать физическую боль, и для этого актер носил тугой корсет, ограничивающий его движения.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: 24smi.org
Однако настоящим испытанием стал для актера даже не корсет, который мешал дышать и двигаться, а контроль над собственными эмоциями. Спустя годы он с улыбкой вспоминает о том, что с трудом сдерживался в постельных сценах с партнершей – актрисой Татьяной Паркиной, которая казалась ему очень привлекательной. Хотя «постельными» эти сцены можно назвать только в том отношении, что они действительно снимались в постели, – в остальном все было максимально целомудренно и оставлено «за скобками». Актер то и дело норовил обнять партнершу под одеялом, мотивируя это тем, что зрители должны поверить в то, что они – семейная пара. Актрису это смущало, ведь она незадолго до этого вышла замуж и приехала на съемки с мужем, и режиссеру приходилось охлаждать пыл Варчука постоянными окриками: «Руку на одело!» Тогда актер пошел на другую хитрость: желая продлить эти приятные мгновения, он подавал сигнал оператору, и тот «неожиданно» обнаруживал брак по кадру, и сцену переснимали дубль за дублем.
Татьяна Паркина в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: yaom.ru
Позже Сергей Варчук признавался в том, что на самом деле романтики в этих сценах было мало – эти эпизоды снимали не в комнате, а под открытым небом. На помосте выстроили две стены, поставили в угол кровать, над головами у актеров светило солнце, а вокруг собралась целая толпа зевак из деревни, где проходили съемки. И самую пронзительную сцену актеру помогла сыграть не партнерша, а… кошка! В том эпизоде, где он просыпался и вдруг вспоминал о том, какое несчастье с ним приключилось, рядом лежала кошка, которая неожиданно устроила «импровизацию»: она потянулась и словно обняла его лапой за шею. Этот момент настолько всех растрогал и пришелся так кстати, что после этого кадра кошке аплодировала вся съемочная группа.
Сергей Варчук в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: starhit.ru
Кадр из фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Татьяне Паркиной досталась роль жены Сергея Марты – холодной красавицы, которая оставила героя после того, как он стал инвалидом. Однако в сценарии ее героиня не была настолько коварной и бессердечной. Позже актриса признавалась, что была шокирована, когда увидела окончательный вариант фильма после монтажа – оказалось, что все эпизоды, в которых Марта представала с других сторон и не выглядела схематичной злодейкой, попросту вырезали – для контраста с главной героиней. В итоге зрители не испытывали по отношению к ней ничего, кроме презрения и негодования, а вся их любовь досталась ее антагонистке, героине Анастасии Ивановой, которая пришла на помощь Сергею в трудную минуту.
Герои фильма *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: sobesednik.ru
Первой минутой славы этот фильм стал для 20-летнего Сергея Минаева, который в те времена был никому не известным солистом группы «Город». Пригласить молодых музыкантов режиссеру посоветовал композитор картины Евгений Геворкян. Но услышав предложенные им песни, они возмутились – мол, участникам рок-группы такой репертуар категорически не подходит. Ситуацию спасли оригинальные аранжировки, песня «Ты» на стихи Маяковского и эпатажный по тем временам имидж музыкантов. На тот момент никто и предположить не мог, что в будущем Сергей Минаев станет звездой отечественного шоу-бизнеса.
Сергей Минаев | Фото: z1v.ru
Удивительно то, что, несмотря на невероятный успех фильма, никто из актеров тогда не стал востребованным в профессии. В эпоху кризиса кинематографа 1990-х гг. Сергей Варчук остался без работы и даже в течение двух лет был дворником, и только в 2000-х он снова начал активно сниматься и стал телеведущим. Татьяну Паркину до сих пор ассоциируют только с Мартой. Между тем она была не только актрисой, но и певицей, выступавшей в конце 1960-х гг. в составе ВИА «Тоника-67». В ее фильмографии – всего около 20 ролей, но большинство из них – эпизодические.
Анастасия Иванова в фильме *Не могу сказать *прощай*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Талант Анастасии Ивановой, сыгравшей главную роль, так и не рассмотрели режиссеры. После этого фильма ее пригласили в картину «Батальоны просят огня», но уже после начала съемок вместо нее неожиданно взяли другую актрису. А потом она сыграла всего 2 роли в кино, одна из которых была в картине мужа, Бориса Невзорова. А в 1993 г. случилось несчастье, причин которого объяснить не могут до сих пор