Спасла от пуль грузовик с людьми, но не успела к дочери и маме… Гликерия Богданова-Чеснокова
Удивительная женщина и уникальная актриса.
Если бы эти две гранд-комедийные актрисы сказали, что они родные сестры, им бы беспрекословно поверили, и в этом ничего не было бы удивительного. Обе яркие, острые на язык, резкие, можно сказать властные и в то же время неимоверно обаятельные.
Одну звали Фаина Раневская, другую — Гликерия Богданова-Чеснокова.
Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Двенадцать стульев» (1971)
Дерзкая хулиганка
Будущая актриса родилась в сибирской семье. Все говорили, что она похожа на свою бабушку, такая же рослая и «бедовая». Бабуля запросто могла влезть в дерущуюся толпу мужиков, и за минуту разбросать всех в разные стороны. Гликерию, а попросту Лику, природа тоже наградила кипучей энергией, смешливой внешностью, и как у бабушки, огромным, «очаровательным» носиком. А еще она прекрасно пела, танцевала, и декламировала стихи.
Дедуля тоже был не промах, мог смастерить все что угодно, не даром говорили односельчане, что у него «золотые руки». Семья жила в станице, рядом прокладывали железную дорогу, дед помогал. Видя, как у него все спорится в руках, один рабочий сказал ему:
— Эх, дед, тебе с твоим талантом, да в Питере промышлять!
Гликерия Богданова-Чеснокова в юности
Не выходили те слова у него из головы. Собрал он вещички, посадил жену и детей на обоз, и айда в малую столицу. Богданов был смекалистым мужиком, разные поделки привез, изобретения. Работу нашел быстро, определили умельца в механические мастерские, а чуть позже доверили управлять поездом.
Мама Лики прекрасно умела шить и открыла мастерскую. Женщина обладала изысканным вкусом, умела носить шляпки, и придерживалась последней моды. Никто и подумать не мог, что это вчерашняя сибирячка.
Жили Богдановы на Выборгской стороне, в уютном небольшом домике. В семье, кроме Лики, были брат и сестра, но актриса никогда о них не рассказывала. Известно, что сестренка пропала в гражданскую войну, а братик от них ушел, и жил своей жизнью.
Гликерия Богданова-Чеснокова в юности
Гликерия обожала театр, мама часто брала ее на спектакли. Девочка могла запросто изобразить любого персонажа. Природа ей подарила феноменальную память, она могла бы легко выучить китайский или японский язык. В школе Лику называли хулиганкой, за то, что всем учителям придумывала клички, и не раз смешно копировала их мимику.
Две судьбы и две трагедии
Когда Гликерии исполнилось семнадцать лет, она познакомилась со зрелым мужчиной – артистом Дмитрием Васильчиковым. Девушка была им просто очарована. В то время, юная актриса закончила школу-студию, и пошла служить в Александринку. Васильчиков предложил девушке бросить театр, и поехать с ним в турне. Аргументировал тем, что ей никогда не дадут главную роль. Богданова согласилась, они посетили много городов: Пятигорск, Кисловодск, Одессу, Ялту.
Гликерия Богданова-Чеснокова в молодости
Когда Дмитрий Федорович сделал ей предложение, Лика приняла его с радостью, и в двадцать втором году они обвенчались. У супругов родилась дочь Лидушка, но сам брак просуществовал не долго. По натуре оба были лидерами, Васильчиков прекрасно держался на сцене, быстро что-то придумывал. Лика не могла ему парировать и поэтому часто выглядела глупо. По началу Дмитрия это забавляло, не раз он говорил жене:
— Если хочешь быть со мной на сцене, учись играть!
И она училась. Да так быстро, что теперь сама ставила в дурацкое положение своего наставника, и зрители умирали со смеху. Муж злился, обстановка в семье накалялась, брак рушился на глазах. Два талантливых человека не смогли научиться главному – уступать друг другу.
Дмитрий Фёдорович Васильчиков
Супруги расстались, Гликерия уехала в Питер, а Дмитрий Федорович стал руководителем Украинского театра. Вот только дочь, он никак не соглашался отдавать Лике, да и его родители сыграли немаловажную роль во всем этом. От девочки долго скрывали, кто ее настоящая мать.
Второй раз Лика вышла замуж за комедийного актера Семёна Чеснокова, их познакомила Рина Зеленая. Гликерия уже успела сняться в фильме «Путевка в жизнь», поработать с Утёсовым и Райкиным. С Чесноковым у них получился потрясающий дуэт. Она — крупная, упитанная, величавая. А он — хрупкий, тоненький, ножки узенькие, ну, настоящий божий одуванчик. На таком контрасте пара создавала удивительные персонажи, тандем уникальный получился.
Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Укротительница тигров» (1954)
Сеня и Лика решили пожениться, перстни купили с 3-мя алмазами, говорят это к несчастью. Жизнь у них не сложилась, помешала война. Её недолюбили, и девушка не отдала всю свою любовь.
Смерть и блокада
В сороковом году у Чесноковых появилось пополнение — дочка Олечка. С первых военных дней Гликерия с мужем выступали на передовой вместе с ансамблем оперетты. Приходилось давать концерты на кораблях, возле землянок, окопов, в больницах. Поднимать дух рабочих на заводах и фабриках.
Гликерия Богданова-Чеснокова
Однажды их ансамбль переправляли зимой на грузовике через Ладогу, неожиданно попали под страшный немецкий обстрел. На глазах у Богдановой погиб водитель, женщина не растерялась. Села за руль и вывела грузовик с людьми на материк. Отважную актрису наградили медалью — «За боевые заслуги». Она была действительно отважным человеком, неоднократно ее представляли к наградам и за оборону Ленинграда, и за победу над Германией. По праву можно сказать – воинственный человек!
Блокада унесла много жизней ленинградцев, горе не обошло и семью Гликерии. В 44-м умирает любимая дочь Оля от голода. В этот же день, погибла и мама Лики. В дом попала бомба. Весь блок обрушился, как раз там и находилась женщина. Сама Гликерия каждый день шла на сборочный пункт, а вечером возвращалась домой. В тот день она ушла, а вернуться не смогла. Актеров задержали в Ораниенбауме на неделю. Когда актриса приехала домой, то увидела руины…
После войны умер Сеня… Война забрала самых дорогих людей Гликерии, и эту боль она пронесёт через всю жизнь.
«Маленький поросёночек» с собственным достоинством
Долгое время Гликерии Чесноковой не давали Заслуженную актрису. И всё потому, что директор Янет дружил с ее бывшим мужем Васильчиковым. О ней он никогда плохого ничего не говорил, но при любой возможности «пакостил». Выхлопотал для нее звание, режиссер Юрий Хмельницкий. Это при нем она сыграла одну из своих лучших ролей в спектакле «Мистер Икс». Помните сценку, где Каролина и Пеликан вспоминают молодость:
— … И вот этот маленький, розовый поросёночек рос, рос, и выросла большая… — мечтательно говорит Пеликан.
— И выросла большая… Э! Э! Что выросло? — пришла в себя возмущенная Каролина.
— Ну, что выросло, то выросло… теперь уж не вернёшь.
В театр невозможно было достать билет, а после трансляции оперетты на телевидении, все только и говорили о талантливой актрисе.
Гликерия Богданова-Чеснокова и Григорий Ярон в фильме «Мистер Икс» (1958)
Однажды Хмельницкий пришел в кабинет Янета и потребовал подписать документ о присвоении Чесноковой заслуженной. Для убедительности сказал:
— Подписывайте! Народ – одобряет! Могу весь завод сейчас позвать!
— Зачем?
— Гликерия там поет, и она вышла на сцену как заслуженная актриса РСФСР!
— Господи! Кто дал разрешение?
— Я!
Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Летучая мышь» (1978)
Гликерии Богдановой-Чесноковой присвоили долгожданное звание. В 70-м году практически то же самое повторилось, Михаил Дотлибов собрал подписи артистов, и добился присвоения ей звания «народной».
Потрясающая актриса! Она знала себе цену и имела собственное достоинство. Когда снимали фильм-сказку «Синяя птица», были приглашены американские артисты. В их составе была Э. Тейлор. На съемочную площадку заглянула Гликерия Васильевна. Ее тут же окружили артисты, это заинтересовало Элизабет.
Американке объяснили, что Богданова знаменитая актриса, звезда оперетты. Через пару минут к Гликерии подошел мужчина и сказал, что госпожа Тейлор попросила его подвести актрису к ней. Богданова-Чеснокова тут же парировала:
— Может быть в Америке и принято так поступать. А здесь, в России, подводят разве что лошадей!
Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976)
В 70-м году с актрисой случилась беда, она упала прямо на арене цирка, и ее срочно увезли в больницу. Хирург Алёхин, в буквальном смысле этого слова, подарил Лике вторую жизнь. Перед тем как выписаться из больницы, актриса продемонстрировала перед своими соседками по палате шикарный батман. Она так умело «взмахнула» ногой, что все только удивлялись её ловкости.
Внук, забвение и занавес
В середине шестидесятых в жизни актрисы произошло настоящее событие – к ней приехал внук Юрий. До этого от неё тщательно парня скрывали. Юра тоже не знал, что у него есть вот такая знаменитая бабушка. Тогда в театре перешёптывались:
— Видели, Гликерию сопровождает молодой любовник!
Она даже не стала ничего объяснять, махнула рукой, пусть говорят. Юрий прожил с бабушкой целых четыре года, а когда уехал в Москву, актриса постоянно писала ему письма: на салфетках, фантиках, обрывках газеты… Внук приезжал, и актриса на глазах расцветала. Он был той отдушиной, которая так не хватала Гликерии, и всю нерастраченную любовь, она отдавала своему Юрию.
Гликерия Богданова-Чеснокова (26.05.1904-17.04.1983)
Последний раз внук ее видел за два дня до смерти. В 1983 году актриса перенесла последнюю операцию, все прошло хорошо, но Гликерия умудрилась застудить нерв. Пошли осложнения. Актриса перестала узнавать коллег. Юрию позвонили, и он тут же примчался.
Гликерия действительно не узнавала ни кого, но когда Юра погладил её по руке, произнесла:
— Не приходи ко мне, пожалуйста, хочу, чтобы я запомнилась тебе веселой, какой была раньше.
Прикрыла глаза и тихонько сказала:
— Помни…
Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Двенадцать стульев» (1971)
И он помнил, и свято берег память о своей Великой бабушке, которая навсегда оставила удивительный образ комедийной, талантливой, неповторимый актрисы… Занавес.