«Ваше благородие, Госпожа удача!» Таможенник Верещагин из «Белого солнца пустыни»
Если попробовать составить список самых любимых у зрителей персонажей советского кино, я убеждён, что таможенник Павел Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни» в нём займёт одну из самых верхних строчек.
«Ты ведь меня знаешь, Абдулла. Я мзду не беру. Мне за державу обидно…» Эти слова из уст отставного таможенника запали в душу не одному поколению зрителей
Ещё во время работы на сценарием Мотыль задумывался над тем, кто сможет воплотить эту роль на экране. И Луспекаев был у него одним из главных кандидатов. Вот только в участие в съёмках Павла Борисовича не верилось — четыре операции по ампутации ступней не оставляли никаких шансов.
Кого ещё рассматривали на роль? На пробы были приглашены Ефим Копелян, Борис Ливанов и даже штангист Юрий Власов. Но никто из них не устроил режиссёра. И Мотыль рискнул всё же поехать к Луспекаеву, который в то время заново учился ходить. Режиссер предложил Луспекаеву сниматься на костылях: Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
– Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри, – сказал Павел Борисович.
Он вёл дневник. Вот фрагмент из него: «Только что ушли киношники. Предлагают попробоваться на небольшую, но очень интересную роль. Я завёлся. Много говорил. Волнуюсь, что мои ноги могут не дать сниматься».
И ведь сыграл. И как! Не смотря на боль в ногах, на ежедневные переходы по жаре, в песчаной пыли, опираясь на палку и плечо жены Инны. И всё сам. Без дублёров. Всего один момент есть в фильме, где его подменил каскадер Александр Массарский: Верещагин ногами спихивает бандитов за борт. Сапоги Верещагина показаны крупным планом. А носки сапог Луспекаева при упоре прогибались, и это было бы видно на экране. А после съёмочного дня Луспекаев шёл на берег моря, разувался, опускал ноги в воду и сидел часами, чтобы боль отпустила. А иногда он привязывал к ногам металлические плавники и уплывал от берега километра на два. Ему кричали: «Утонушь!» Он отушчивался: «Утону — вспоминайте…»
Эта роль в сценарии фильма задумывалась как простой эпизод, в котором ему нужно было только беспробудно пить водку, склонившись над миской с чёрной икрой. Но после прихода Луспекаева её существенно расширили, сделав Верещагина одним из ключевых персонажей
А ведь у него есть реальный исторический прототип. Сценарист Валентин Ежов, собирая материал для сценария наткнулся на биографию офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова. Накануне Гражданской войны штабс-ротмистра Михаила Поспелова тоже знали и боялись все контрабандисты и главари разбойничьих банд из Персии, орудовавшие на стоверстовом участке российской границы в полосе ответственности Гермабского пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады. Возглавляя этот отряд, он получил от нарушителей границы прозвище «Красный шайтан» за пышные огненно-рыжие усы и способность внезапно появляться со своими пограничниками на тайных тропах контрабандистов. Точно таким же оазисом в пустыне, что и верещагинское подворье, был созданный Поспеловым отрядный сад, в котором росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча. Здесь же был и рукотворный пруд, хотя и без осетров, но с карпами. Как и Верещагин, Поспелов во времена безвластия превратил свой дом в маленькую крепость, вооружившись пулемётом, гранатами и даже «бомбомётом», обучив и жену Софью управляться со всем этим «хозяйством».
Чувствуя своё бессилие прекратить басмаческие бесчинства с горсткой оставшихся в отряде пограничников, бывалый командир, как и его кинообраз, глушил тоску испытанным русским средством – крепким «перваком». А главное – Михаилу Поспелову тоже было обидно за державу, потому он и не ушёл в 1917 году через кордон или в глубь страны, как многие офицеры и солдаты Закаспийской пограничной бригады. И эта обида у него по-верещагински вылилась в энергию действия. В условиях, когда в десятках вёрст от Гермаба ещё хозяйничали эсеры, когда за Чарджоу и Мары шли ожесточённые бои красноармейцев с английскими оккупантами, на участке отряда Поспелова была восстановлена охрана государственной границы. Он собрал в отряд толковых местных всадников, обучил их приёмам пользования оружием, закупил на свои средства фураж и продовольствие. Пожалуй, именно поэтому советская власть оставила Поспелова на посту начальника отряда. В 1919 году он становится командиром пограничного батальона, а в 1921-м – командиром пограничного полка, у которого была под присмотром вся советско-персидская граница. А ещё полковник Михаил Поспелов успел создать пограничную школу младшего комсостава. Опыт пограничника, твёрдость его характера помогли в двадцатые годы успешно провести каракумские экспедиции академиков Александра Ферсмана и Дмитрия Щербакова по поиску запасов серы и других полезных ископаемых.
Для Луспекаева же съёмки в «Белом солнце…» стали билетом к возвращению в профессию. Мотыль предложил ему сняться в своём следующем фильме «Лес» в роли Несчастливцева, Кончаловский предлагал роль врача Астрова в «Дяде Ване», Лиознова рассматривала его как одного из кандидатов на роль Мюллера, от Товстоногова приходили приглашения на Отелло и Бориса Годунова
Но… Через 18 дней после премьеры «Белого солнца пустыни», 17 апреля 1970 года Павла Борисович Луспекаева не стало…