Sекс-разведчица. Была ли Любовь Орлова агентом и любовницей Сталина?
Показ сериала о легендах советского кино — Любови Орловой и Григории Александрове («Орлова и Александров») — вызвал широкий интерес зрителя и породил массу вопросов.
Любовь Орлова и ее муж кинорежиссер Григорий Александров поют песни под гитару у себя дома, 1937 год. © / Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
Что неудивительно — жизнь Орловой и Александрова окутана массой мифов и тайн. «Разобраться, что в биографиях этих звёзд было правдой, а что вымыслом, оказалось крайне непросто», — рассказала «АиФ» Татьяна Сотникова, соавтор сценария фильма.
«Звёздный свет»
Сергей Грачёв, «АиФ»: Орлова стала, пожалуй, первым кекс-символом советского кино. Считается, что исключительно благодаря её супругу…
Татьяна Сотникова: Она изначально выглядела сексапильно на экране. Но кекс-символом мирового уровня её действительно сделал именно Александров. До встречи с ним Орлова выглядела несколько иначе.
Например, она была брюнеткой. Александров разглядел в ней потенциал кекс-звезды (если такое определение по тем временам было уместно), заставил её перекраситься в блондинку, сменил ей имидж и т. д. Он очень чувствовал все эти вещи. Грубо говоря, он придал Орловой форму. Кроме того, Александров как большой профессионал очень хорошо понимал, что значит свет в кадре. Освещение на Орлову — «звёздный свет» — он выставлял всегда с особой тщательностью. На экране это выглядит непринуждённо, но режиссёр отлично знал, насколько свет способен придать сексуальность актрисе, усилить её природные качества. Александров работал в Голливуде и понимал, как, зачем и почему актёр или актриса должны выглядеть на экране не просто красиво, но и сексуально. Из Орловой он, по сути, сделал кекс-символ мирового масштаба, опираясь как раз на свой голливудский опыт.
— Когда вы изучали историю жизни Орловой, какие факты её биографии поразили вас особо?
— Многое. Например, история поездки Орловой и Александрова в Иран. Эта командировка случилась накануне Тегеранской конференции 1943 года. У Орловой и Александрова тогда явно было какое-то задание, связанное с разведкой. Но, поскольку эта история и тема до сих пор очень закрытые, каких-то прямых документальных свидетельств нам найти не удалось. Известно, что Орловой был очарован молодой шах Ирана. Возможно, понимая, что он наверняка ею увлечётся, её и отправили в ту поездку в качестве агента влияния. Но как и что там было на самом деле, до конца никто не знает. И таких историй в биографии Орловой немало…
Ядовитые шипы
— Говорят, Орлова пользовалась особым расположением Сталина. А брак с Александровым был не первым в её биографии…
— Действительно, первый муж Орловой работал в Наркомземе. Высокопоставленный чиновник первых лет советской власти. Он предложил ей выйти замуж. Она согласилась. Любви с её стороны, вероятно, не было. Но он был порядочный человек. Он не мог не знать, что Орлова по происхождению дворянка (её род был в родстве с семейством Л. Толстого), живёт в полной нищете и в любой момент может погибнуть от голода. Этот брак её спас. Потом её мужа арестовали. Орлову допрашивали. Она пыталась как-то спасти супруга, но всё оказалось бесполезно. Ей сказали: «Забудь о нём, или отправишься следом за ним в тюрьму». В тюрьму она не хотела. На этом всё и закончилось…
Прошли годы, Орлова была уже замужем за Александровым. И однажды на приёме в Кремле Сталин спросил Орлову: «А чего бы вы хотели?» Она могла пожелать всё что угодно — квартиры, шикарные машины, роли, поездки… А она вдруг говорит Сталину: «Я бы хотела узнать, где мой первый муж и что с ним». Те, кто услышал этот вопрос, чуть не попадали в обморок. По тем временам это был неслыханной смелости поступок. Орлову после вызвали на Лубянку и сказали: «Ваш бывший муж сейчас выслан в Казахстан. Есть ли ещё вопросы?»
По-моему, этот поступок говорит о многом. Как минимум — о достойной, смелой личности. Может быть, кому-то сейчас покажется — а, пустяк. А тогда за такое могли просто уничтожить. В то время, если кого-то арестовывали, в порядке вещей было, что люди, близко знавшие арестованного, переходили на другую сторону улицы, завидев его жену, дочь, сына или просто друга.
И тут мне вспоминается другая история: жену одного из деятелей «Мосфильма» выпустили из лагерей. Насколько я помню, её актировали по состоянию здоровья. От неё шарахался чуть ли не весь «Мосфильм»! С ней не разговаривали, не здоровались. А Орлова каждый раз бросалась с объятиями. Она помогала морально, помогала лекарствами. И не скрывая давала всем понять, что опекает эту несчастную женщину. По-моему, это тоже о многом говорит. Не каждый на такое был способен в те времена, да и сегодня.
Кадр из сериала. Фото: Ирина Маркова
— Так Сталин всё-таки опекал Орлову, питал к ней любовные чувства или это больше миф?
— Каких-то прямых указаний на особые чувства со стороны Сталина к Орловой нет. Есть некие свидетельства, но они неочевидны. В сценарии эта тема есть, но мы с супругом прописали её вовсе не для того, чтобы хоть как-то попытаться очеловечить фигуру Сталина. В том сценарии, который мы писали, Сталин — это исчадие ада. А вот что происходит, когда исчадие ада влюбляется, — это всегда интересно с точки зрения драматургии. Понятно, что Сталин щелчком пальцев мог добиться, чтобы ему принадлежала любая женщина. Но в данном случае, как мы это поняли, ему важно было добиться ответных чувств со стороны Орловой. Насколько можно понять из существующих свидетельств, никаких ответных чувств с её стороны он так и не добился. Но при этом внимательно относился к тому, что происходит в её жизни.
— А какие этому есть свидетельства?
— По воспоминаниям племянницы Орловой, а они мне кажутся весьма достоверными, актрису однажды пытались отравить. Да и другие современники об этом вспоминали. Ей преподнесли букет роз с отравленными шипами. Нам кажется, это было дело рук Берии или ещё кого-то из НКВД. Ну кто в те времена мог решиться на убийство советской кинозвезды такого масштаба? О причинах можно только гадать. Как бы там ни было, Орлова укололась отравленными шипами, тяжело заболела, была при смерти. И Сталин посылал самолёт в Англию специально для того, чтобы доставить ей необходимые лекарства. Мы написали об этом в сценарии. Но ещё раз повторюсь — не для того чтобы очеловечить «вождя народов», а для того чтобы показать, как ведёт себя женщина, когда монстр подступает к ней со своими чувствами.
Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова и ее муж кинорежиссер Григорий Васильевич Александров, 1950 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин