«Вий». Раскрываем тайны съемок первого советского ужастика


кадр из фильма «Вий»

В 1967 году на «Мосфильме» был снята кинокартина «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Фильм вошел в историю как первый ужастик, снятый в СССР. Работа оказалась весьма успешной, так что в следующем году картину посмотрели почти 33 000 000 зрителей. Идея экранизировать повесть Гоголя принадлежала возглавлявшему Ивану Пырьеву. Съемки были поручены учащимся режиссерских курсов Георгию Кропачеву и Константину Ершову. Молодые режиссеры с энтузиазмом выполнили порученное дело, однако опыта в съемках мистических фильмов у них не было, поэтому по мнению комиссии фильм оказался реалистичным, что никак не соответствовало мистическому духу Гоголя.

Для спасения картины привлекли знаменитого режиссера Александра Птушко, который к тому моменту имел богатый опыт режиссуры сказок. Птушко значительно изменил картину — часть материала было вырезано, пересняты многие сцены, исчезли некоторые сюжетные линии, даже облик Вия претерпел радикальные изменения.

Фильм ужасов получился очень сильным, хотя, в отличие от привычных кино подобной тематики, совершенно не кровавым — на протяжении всего сеанса зрители увидели только одну каплю крови. Это была кровавая слеза, ей Панночка пугала незадачливого философа бурсака Хому Брута.


кадр из фильма «Вий»

К моменту съемок в главной женской роли «Вия» Наталья Варлей стала известна всей стране благодаря «Кавказской пленнице». В той комедии девушка продемонстрировала недюжинный талант и храбрость, это и послужило лучшей рекомендацией для актрисы, ведь предстояло летать в гробу на высоте около 15 метров. Эти самые полеты едва не стоили Варлей жизни — актриса выпала из высоколетящего гроба. Спас девушку снимавшийся в роли Хомы Брута Леонид Куравлев. Актер умудрился поймать летящую девушку, но сам настолько сильно потянул руки, что неделю не мог сниматься.


Кстати о гробах — их в картине было задействовано целых 3, причем все выкрашенные в черный цвет, именно так, как описывал Гоголь. Основным считался первый гроб — именно в нем лежала сотникова дочь, он и провел в кадре наибольшее время. Второй гроб был небольшим и совершенно пустым — именно он безуспешно штурмовал очерченный Хомой меловой круг, двигали его сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Сама конструкция была довольно сложной, ведь девушке нужно было стоять в полный рост, для чего была сделана специальная опора для спины. Полеты на высоте, а она достигала 15 метров, обеспечивались специально созданными механизмами.

Церковь в которой происходили полеты не дожила до наших дней — официальная версия неисправность электропроводки, но кто знает, ведь мистика преследовала съемочную группу на протяжении всего процесса работы над фильмом.

Хома Брут пытался осветить церковь, чтобы было светло как днем, понятное дело для этого требовалось множество свечей, их и сгорело несколько сот киллограмм. Воск в то время был очень дорогой, поэтому был найден выход — воск смешивали со стеарином для удешевления продукции. Сами свечи производили в церковных мастерских Загорска.


кадр из фильма «Вий»

Для получения кадров с различной нечистью операторы пытались снимать различных насекомых — жуков, пауков, богомолов. Однако ближе всех к нечистой силе оказались летучие мыши, филины и вороны. Кстати о воронах — их требовалось великое множество, поэтому изобрели способ поимки — сыпали корм и несколько дней позволяли безопасно питаться, а затем на ночь расставляли силки. Пойманных за ночь пернатых привлекали к съемочному процессу, а силки убирали, чтобы не пугать остальных птиц. Затем все повторялось по кругу.

error: Content is protected !!